Основные правила воспитания детей

Дети- цветы жизни. Все родители мечтают, чтобы их «цветы» хорошо учились, обладали положительными чертами характера, умели ставить и достигать цели и были счастливы.

Для того, чтобы эти мечты воплотить в реальность родителям нужно запастись некоторым багажом знаний . Ведь невозможно водить машину или танцевать фокстрот, если никогда этому не учился. А воспитание детей без знания принципов и методов детской психологии превращается в лотерею. И тогда прогнозировать какие-либо результаты невозможно.

Итак, психика ребенка состоит из двух сфер:

1. Познавательной. Развивается в процессе обучения в семье, школе и других учебных заведениях.

2. Личностной (эмоционально- волевой). Развивается в процессе воспитания.

Что же такое воспитание?

Воспитание- это привитие ребенку ценностей и привычек, которые станут для него «путеводной звездой» во взрослой жизни. Можно воспитать умение принимать решения, уважать себя и других, противостоять ударам судьбы. А можно — эгоизм, неуверенность и жестокость. Как гласит народная мудрость: "что посеешь, то и пожнешь".

Воспитание бывает пассивным и активным.

Пассивное случится в любом случае, даже если ничего конкретного для этого сделано не будет. Ребенок растет среди подобных ему и в любом случае копирует и учится.

Активное воспитание не может произойти само собой. Это диалог с ребенком. Это умение поддержать, похвалить, наказать и поощрить, объяснить, понять и так далее. Это конкретные действия.
 

А так как базовым воспитанием является родительское, ниже приведены основные правила воспитания в семье:

Система поощрения- наказания.

Суть в том, чтобы поощрить ребенка за какую-то желаемую поведенческую реакцию, и тем самым закрепить её. И наказать- за не желаемую, предотвратив ее повторение. Наказание сводится к лишению ребенка чего-то ему желанного. Например, отказ от прогулки или конфеты.

Важное правило: хвалить в 3 раза чаще! Иначе, частые наказания закрепляют в ребенке мысли о своей никчемности, недостойности похвалы. А значит- заниженную самооценку.

Как эта система «работает»?

Например, ребенок убрал за собой мусор. Получил похвалу и поощрение. Запомнил, что убирать за собой хорошо.

Или малыш кусается, когда чего-то хочет добиться. Вполне резонно наказать его отказом от желанной прогулки и объяснить почему он наказан. При этом не забывать хвалить: нарисовал картинку, помыл посуду, игрушки у сверстников не отнимал, а просил. За все это поощрять. Например, походом в зоопарк, или просмотром мультфильмов … Так же объяснив, за что ему положено поощрение.

 

В семье должны быть правила.

И они должны быть нерушимы. Ведь если взрослый позволяет себе исключения, то и ребенку можно. Тем более нельзя за это наказывать.

Например, если в семье есть правило кушать всегда за столом, то и не стоит папе под предлогом- устал, позволять себе делать это в зале у телевизора. Ребенок искренне не поймет , когда его доводы об усталости «не сработают». Эта ситуация собьет его с толку. И обязательно даст о себе знать в будущем различными неприятностями в поведении.

Важно! Психологи рекомендуют полностью отказаться от физических наказаний.

Даже «невинный» подзатыльник унижает ребенка, калечит его психику. Почему-то побои женщин и стариков в обществе считаются кощунством, а избиение детей- нормой.
В Финляндии , к примеру, в 2007 году был принят закон о полном запрете всех видов телесных наказаний детей и уголовной ответственности за это.
На ровне с пресечением развития не желаемого поведения, у ребенка так же ослабляется психическая уравновешенность, волевая сфера. И это лишь вершина айсберга данной проблемы.

Воспитание личным примером.

Всем известно, что ребенок полностью копирует стиль жизни своих родителей. Для того , чтобы малыш утром и вечером чистил зубы, маме и папе нужно самим делать это регулярно. Приучить ребенка к чистоте и уборке также можно систематическим , продолжительным примером.

Этапы развития эмоционально-волевых качеств детей и рекомендации родителям.

На первом году жизни формируется доверие или недоверие к миру, к людям. Если взрослые приходят на призыв о помощи, значит этому Миру можно доверять. Поэтому нужно показывать ребенку свои положительные эмоции: радость, счастье, умиление. Выражать свои чувства интонацией, прикосновениями. Удовлетворять в полной мере его потребности , носить на руках ...

После года начинается формирование таких качеств как самостоятельность, целеустремленность, способность достигать поставленных целей. Нужно поощрять в ребенке стремление что-то делать самому. Самому обуваться, одеваться, кушать, расстегивать пуговицы... Дать возможность ребенку самому справиться с поставленной им же самим, задачей. И приходить на помощь только, если малыш попросит.

С 3 до 6 лет формируется сфера принятия решений, инициативность. Нужно поощрять в ребенке его затеи и изобретательность. При этом обозначать рамки дозволенного. Например, выбегать на дорогу строго запрещено.

С 6 до 12 лет нужно стимулировать в ребенке интерес к знаниям и труду. В этот период особенно важен личный пример родителей. Если родители хотят, чтобы их ребенок увлекался чтением, они должны читать сами и читать ребенку, прививать ему привычку к чтению.

После 12 лет активно формируется осознание собственного "Я" . В этот период важно как можно больше общаться с ребенком, стараться понять его внутренний мир, проводить вместе время, искать общие увлечения.

Воспитание в семье играет огромную роль в процессе развития личности человека. От этого в значительной мере зависит будет ли человек позитивен или будет склонен драматизировать. Будет добиваться своих целей или отпускать все на самотек. Формируется его отношение к жизни, к Миру, к людям,способность любить, прощать, ценить. Поэтому важно грамотно относиться к процессу воспитания , читать тематическую литературу, консультироваться со специалистами, обращать внимание на ответные реакции Вашего ребенка.

 

Добавить комментарий

Также может быть интересно: